ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Закрыть
Вход RSS

Купавна: История одного анклава

17 октября 2009, 15:15 Статьи Александр Гумберт
Купавна: История одного анклава

На нашем сайте дана подробная, как нам казалось, карта города Железнодорожного. Однако одному посетителю она показалась неполной, и он прислал такую статью.

В грозные предвоенные годы высылкой людей из столицы нельзя было никого удивить. Но одна группа выделялась особо: вся «вина» этих москвичей заключалась в том, что на месте их домов власть решила возвести высотные здания. Тем, кто этому мешал, дали по клочку бывшего торфяника размером 25 на 35 метров и небольшую сумму на сооружение собственной хибары.

Так начал строиться посёлок близ железнодорожной станции с поэтическим названием Купавна. В честь родных мест переселенцы нарекли его поначалу Московским, но в 1947 году, когда возник вопрос о наименовании впервые избранного жителями поселкового Совета депутатов трудящихся, стал он одноимённым со станцией.

Более сложной оказалась задача территориальной подчинённости поссовета. Куда только не передавали его за первые полтора десятка лет! И Ногинску, и Балашихе, и Щёлкову, и даже далёкому Орехово-Зуеву. В конце концов остановились на расположенном километрах в восьми городе Железнодорожном. Если заглянуть в описание границ избирательных округов по выборам Верховного Совета в 60 - 80-е годы, то всякий раз глаз упрётся в одно и то же словосочетание: город Железнодорожный с дачным посёлком Купавна.

В послевоенные годы посёлок быстро разрастался. Рядом с переселенцами начали строиться другие москвичи, получившие те же неполные девять соток не взамен, а в дополнение к городскому жилью. Одновременно возник военный городок для офицеров дислоцированных у западной границы Купавны войсковых частей. В жаркое лето 1960 года вырытые вручную колодцы сменили десятки водоразборных колонок на перекрёстках улиц: начал действовать зимний водопровод, в который стали постепенно врезаться владельцы домов. В 1971 году посёлок газифицировали - одним из первых в Московской области (кстати, часть денег дала столица, в компенсацию за волюнтаристскую высылку  в сталинские времена). На следующий год провели в дома телефоны с московскими номерами. Так Купавна стала одним из самых благоустроенных посёлков Подмосковья, чему во многом способствовали депутаты поселкового Совета и члены его исполкома. Частные дома, остававшиеся бесхозными, они передавали для общих нужд. В одном поселился клуб, в другом - амбулатория, в третьем - библиотека, в четвёртом - комбинат бытового обслуживания (ателье, парикмахерская, сапожная мастерская). Ещё в конце пятидесятых построили современную трёхэтажную школу-десятилетку. Немного позднее - детский сад. В шестидесятые на главной площади встали в каре четыре магазина из стекла и бетона: продовольственный, промтоварный, хозяйственный и мебельный, а между первыми двумя разместился к тому же и книжный. В общем, всё, что надо для житейского комфорта.

В 1990 году впервые прошли выборы в поссовет на альтернативной основе. И хотя политических партий тогда ещё не было, победу фактически одержали «зелёные» - представители неформального экологического общества. Председателем стал один из их лидеров - Анатолий Галицкий. Демократически ориентированные депутаты решили последний из болезненных для Купавны вопросов, оказавшийся не по силам их предшественникам: провели в посёлок водовод с чистой питьевой водой (до этого по трубам текла вода вперемешку с ржавчиной).

Но после известных октябрьских событий в Москве самый энергичный Совет за почти полувековую историю вынужден был прекратить существование. Вместо него избрали безликое собрание представителей из восьми человек, в основном, руководителей муниципальных учреждений, шестеро из которых в феврале 1996 года весьма своеобразно поступили с собственными правами: делегировали их Думе города Железнодорожного. Но при этом продлили полномочия главы местной администрации, утвердили поселковый бюджет и распорядились объектами муниципальной собственности, подчеркнув тем самым сохранение Купавны как муниципального образования и местного самоуправления в ней.

Жители, привыкшие иметь собственных депутатов, с таким решением не согласились и обратились в прокуратуру. Вот что ответил им 27 марта 1997 года прокурор города Железнодорожного К.А. Григоров:

«…население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления, ограничение прав местного самоуправления не допускается. Более того, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в РФ гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В связи с указанным, в случае издания органами местного самоуправления г. Железнодорожного каких-либо нормативно-правовых актов, ограничивающих, ущемляющих или прекращающих осуществление в пос. Купавна местного самоуправления, прокуратурой г. Железнодорожного будут приняты меры прокурорского реагирования».

Позиция прокурора поначалу охладила пыл ретивых администраторов, но рейдеры на то и рейдеры, чтобы устранять с пути все препятствия. И вот семь лет спустя появляется такое постановление губернатора Московской области:

«Объединить дачный посёлок Купавна, административно подчинённый городу Железнодорожному Московской области, с городом Железнодорожным…»

И это после вступления в силу статьи 13 знаменитого 131-го федерального закона, установившей совсем иной принцип объединения поселений! И это после ответа самого Бориса Громова на вопрос, как он оценивает ход реформы местного самоуправления, заданный интервьюером журнала «Босс» Николаем Лободюком ещё пять лет назад:

«Вы задали, пожалуй, самый животрепещущий на сегодня вопрос. В 2006 году у нас вместо нынешних 72 муниципальных образований появится более 400. […] Взять, например, Балашихинский район и г. Железнодорожный. Поселок Купавна находится на территории района и никак не связан с городом. В Купавне свыше 6 тыс. избирателей, и их так просто нельзя передать району - необходимо проводить процедурный референдум. Другой нюанс - с Ленинским районом: он разделён на две части, а по федеральному закону обязан быть единым».

2006 год давно миновал, действительно на карте области появилось несколько сот новых муниципальных образований, но среди них так и нет посёлка Купавна с более чем 10-тысячным населением. Да и Ленинский район остаётся разделённым на две части.

Как же удалось обойти норму, запрещающую анклавы?

Не подумайте, что действительно провели обещанный «процедурный референдум». Всё сделали гораздо проще: привязали Купавну за ниточку к Железнодорожному. «Ниточкой» стала узкая дорожка в полосе отвода железной дороги - земля, строго говоря, сугубо федеральная, в состав никаких муниципальных образований не входящая. С таким же успехом посёлок можно было вернуть и в Орехово-Зуевский район! Кстати, это оригинальное, но сомнительное решение нарушило территориальную целостность соседней Балашихи: из-за такой чересполосицы оказались отсечёнными от неё Чёрное, Пестово, Соболиха, Дятловка, Пуршево, Полтево.

Такова у нас разница между словом и делом, делом и законом!

Поэтому, как ни обидно жителям Купавны, контуры их посёлка должны обязательно появляться на всех официальных картах Железнодорожного. Хотя в масштабе выглядит это очень нелепо.

 

Нейрад  Клироваськин.

2 комментария для:

Купавна: История одного анклава
S3img_14015342_20710_1_thumb
02 ноября 2009
Какая чушь! Зачем небедствующему городу притягивать за ниточку нищую Купавну с ведомственными и частными домами и разбитыми дорогами? Пусть её жители скажут спасибо, что не угодили в Электроугли. Тогда б узнали, где раки зимуют! Сами ничего бюджету городского округа не дают, а сосут из него, как телёнок из коровы.
Islands-retina-middle_thumb
21 февраля 2016
Skripkolesa,если не знаете сути вопроса, то нечего и винить людей! Жиркову нужна была земля для своей строительной фирмы "Скопа", как и нынешнее объединение Балашиха, которое трактуется как благо, а на самом деле погибель для людей, особенно пожилых

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставьте комментарий без регистрации или войдите на сайт в «два клика» используя: Google Yandex Mail.ru Facebook Twitter Rambler Loginza MyOpenID Вконтакте